Saturday, January 19, 2008

Контекст

Как же все-таки контекст обогащает музыку. Да, я слышу мажорные/минорные звуки, и могу приблизительно догадаться, должно ли мне быть весело, или грустно. Но я никогда не понимал, как музыкой (и тут я преимущественно говорю о музыке инструментальной), можно передавать настоящие эмоции и настроения. И, честно говоря, я очень сомневаюсь, что это на сто процентов реальная вещь. Тут как с любовбю: кто-то пустил слух, что она есть, а все возьми, да поверь. Что действительно обогащает музыку, так это контекст. Этот новый фильм, Juno, с индиго-ребенком Ellen Page в главных. Саундтрэк к фильму разошелся как горячие пирожки тиражом в 143 тысячи за две недели. Сам по себе он исключительной культурной ценности не представляет, но вкупе с фильмом являет собой мощное оружие. Тихо плачущая под Sea of Love по своей непростой судьбинушке 16-летняя девочка, только что произвевшая на свет дитя, это, как ни крути, несколько цепляет. И одного просмотра вполне достаточно, чтобы песенка талантливой, но далеко не гениальной Чен Маршал (Chan Marshall), превратилась в нечто более важное, при каждом прослушивании вызывающее у меня легкое желание вылезти из своей кожи. То же самое с Anyone Else but You The Moldy Peaches. Их дебютный альбом довольно отвратителен сам по себе, но когда Kimya Dawson (из ее вокала состоит добрый кусок саундтрэка к фильму) голосом непослушной девочки-подростка затягивает "Part time lover, full time friend..."... У меня это вызывает не то чувство, не то мысль: "хочу как они". Сила контекста, привязка к определенному моменту.

Примеров можно привести миллион. Painbirds (Sparklehorse) - теплые ночи дома на балконе, дождь, воробьи (не знаю, почему воробьи - на обложке ласточка). On the Airplane over the Sea (Neutral Milk Hotel) - поездка на Басовiшча в 2006. Весь Our Love to Admire (Interpol) - лето в штатах.

Cat Power - Sea of Love
The Moldy Peaches - Anyone Else but You
Painbirds - Sparklehorse

No comments: